Возврат к началу

К другим байкам

 

А умеете ли вы решать квадратное уравнение?

В бытность мою аспирантом (да и впоследствии) подрабатывал я преподаванием разных дисциплин в разных вузах и на курсах.
Преподавать мне всегда нравилось, да и для семейного бюджета оно полезно.

И матанализ в разных местах, и комбинаторную оптимизацию, и теорию принятия решений, и логику
(причём не математическую, а общую логику, силлогистику), и даже основы маркетинга.
Но началось всё-таки с высшей математики, с матанализа, семинары по нему вёл я (как почасовик) у первокурсников некоего
технологического института (название его милосердно опущу, разных технологических институтов в те годы было много).
И летом привлекли меня к приёму экзаменов.
А что? Для вуза это очень удобно: штатные преподаватели уходят в отпуск, а кто-то же должен отдуваться?
Почасовик
 это то, что надо, его и не знает никто, значит, и опасность блата или подкупа минимальна.

Но какой там подкуп! Конкурс в этот институт в тот год был мизерный – насколько я помню, что-то вроде 1,03.
И опасность недобора была вполне реальна.
И вот собирает нас всех руководитель
экзаменационной комиссии по математике (скажем, Нина Ивановна)
и говорит: "Двоек НЕ ставить!"
Всем всё понятно, но этот пижон физтеховский не понимает (а не понимает, потому что в год моего поступления
у нас был конкурс чуть ли не 9 человек на место, ходила и замечательная шутка: "Знаешь, почему ты плохо учишься?
Потому что в год твоего поступления был маленький конкурс!"),
– и спрашивает:
–  Как это –  не ставить?
–  А вот так!
–  А если он ничего не знает?
–  Ну, что-то ведь знает!

–  Ладно, –  говорю, –  что именно он должен знать, чтобы можно было поставить тройку?
–  Квадратное уравнение решает –  и нормально.
Но я уж решил прояснить всё до конца:
– А какое? ax2+bx+c ?
 Да нет, с числовыми коэффициентами (тут ей стало неловко)... Ладно, приведённое! (т.е. при a =1)

Ладно, инструкция получена, наутро выхожу принимать. Народу, кстати, немало, так ведь и я не один.
Весь день принимал
–  и ничего, до квадратных уравнений так и не дошло, даже пару четверок учинил.
И где-то уже после обеда садится сержант-дембель, форма аж до белизны выцвела. Стал отвечать – слабовато...
Ладно, а вот квадратное уравненьице –  задумался, попросил время подумать.
Это можно, это мы понимаем.

Минут двадцать что-то писал, потом показывает!
Ого! Формулу-то он забыл, но сам ее вывел (привет Франсуа Виету и иже с ним!), аккуратно выделил
полный квадрат, плюс-минус не забыл
– два корня налицо. Красавец!
Что ж, кости есть, мясо нарастет, думать не разучился –  иди себе с богом.

Обрадовался я: не всё так плохо-то, но рано радовался.
Сразу вслед за сержантом садится мажорчик, морда спесивая, модные очочки тёмные, новенький костюмчик Wrangler
(а тогда как раз смена концепций произошла
–  вместо тертых линялых джинсов хитом стали новенькие, но где ж их достать?).
Спрашиваю то да сё – вообще ничего не выдаёт. Пустое место, tabula rasa.
Ладно, пощупаем его на Тартаковском квадратном уравнении. Но устроил я ему маленький подвох:
вместо x2+px+q поставил x2-px+q – это тоже приведенное уравнение, ничем не хуже.
Подвоха он не заметил, пишет формулу ответа, но она для другого уравнения, которое с +px.
– Ладно, – говорю, – подставляйте.
Подставляет –  ничего не сходится.
– Что надо изменить, чтобы сошлось?
Вообще никакой реакции, невозмутимо смотрит на меня, в глазах читаю: 1,03.

Делать нечего, иду в соседнюю аудиторию, там принимает Нина Ивановна.
– Ахтунг! – говорю, – не решает абитуриент квадратного!
– Что ж, – отвечает, – дайте ему линейное!
Мама дорогая! Это ж вообще программа чуть ли не пятого класса.

Даю линейное – решил. Но так всё-таки нельзя, так мы не договаривались!
Даю простенькую системку из двух уравнений с двумя неизвестными – дупель-пусто.
– А вот, –  говорю, – есть такой метод Гаусса? А есть ещё метод алгебраического сложения?
А еще можно детерминант посчитать –  кстати, что это?
Молчит, как партизан.

Хорошо. Придумываю ему текстовую задачу, про паровоз, ездит он туда-сюда.
И прямо говорю, что квадратных уравнений машинист не знал, поэтому ездил равномерно и прямолинейно.
Пять или шесть отрезков пути то туда, то обратно. Какова его средняя скорость?
Так этот умник посчитал скорость на каждом участке
– и усреднил.
Тут уж я не выдержал, набрал воздуху, сосредоточился:
– Я не могу поставить вам положительной оценки!
И в экзаменационный лист – "неуд"! А что написано пером...

Он даже не сразу понял, потом взвился:
– Я буду апеллировать!
– Да, конечно. До 17 часов еще 45 минут.

Через две минуты прибегает Нина Ивановна и ещё двое членов апелляционной комиссии.
Показываю им новый способ вычисления средней скорости (все расчеты рукой этого умника
уже мной приготовлены для предъявления)
– ничего не попишешь!

И пошел я домой, весь такой принципиальный и гордый своей принципиальностью.
Утром второго дня прихожу в институт, а в вестибюле уже стоит Нина Ивановна, подмышкой ватманский лист.
Разворачивает
– это сводная таблица первого дня, в ней одна-две пятерки, несколько четверок, куча троек...
Двойка –  одна!
Смотрит на меня строго и говорит:
– Анатолий Рафаилович, я уважаю ваши чувства! Вы совершенно правильно поступили!
(А мне и сказать-то нечего... Учитесь, ребята!)
– Но и вы поймите нас правильно! В сложившихся условиях мы не может позволить СЕБЕ пользоваться вашими услугами!
(Себе они не могут позволить –  вон оно что!)
И сразу же –  знаменитая фраза из романа Золя "Дамское счастье" (роман очень рекомендую):
– Пройдите в бухгалтерию!

В общем, дальнейшее ясно. Маленький голландский мальчик заткнул пальцем дырку в плотине и спас страну.
Ну, и я тоже заткнул и одного мажора в студенты не пустил; а сколько других дырок было рядом?
Прошел я в бухгалтерию
– заплатили авансом за три дня (грубое нарушение, но чего не сделаешь, чтобы от меня избавиться!).

Впрочем, был и эпилог.
Осенью пришел я опять на ту же кафедру
– а меня уже из почасовиков убрали. А чтоб было культурнее,
вообще вычеркнули всех почасовиков
–  так не придерёшься.
Осталось лишь сказать, что эту жалостливую историю рассказывал я разным людям,
в том числе и минобровским начальникам, не раз.

Ну а в других местах случалось мне предлагать и более интересные задачки.

(c) Анатолий Белкин & Дмитрий Белкин, 2008