А умеете ли вы решать
квадратное уравнение?

В
бытность мою аспирантом (да и впоследствии) подрабатывал я
преподаванием разных дисциплин в разных вузах и на курсах.
Преподавать мне всегда нравилось, да и для семейного бюджета
оно полезно.
И
матанализ в разных местах, и комбинаторную оптимизацию, и
теорию принятия решений, и логику
(причём не математическую, а общую логику, силлогистику), и
даже основы маркетинга.
Но началось всё-таки с высшей математики, с матанализа, семинары по нему вёл я
(как почасовик) у первокурсников некоего
технологического института
(название его милосердно опущу, разных технологических
институтов в те годы было много).
И летом привлекли меня к приёму экзаменов.
А что?
Для вуза это очень удобно: штатные преподаватели уходят в
отпуск, а кто-то же должен отдуваться?
Почасовик
–
это то, что надо, его и не знает никто, значит, и
опасность блата или подкупа минимальна.
Но
какой там подкуп! Конкурс в этот институт в тот год был
мизерный
– насколько я
помню, что-то вроде 1,03.
И опасность недобора была вполне реальна.
И вот собирает нас всех руководитель
экзаменационной комиссии по математике (скажем, Нина
Ивановна)
и говорит: "Двоек НЕ ставить!"
Всем всё понятно, но этот пижон физтеховский не понимает (а
не понимает, потому что в год моего поступления
у нас был конкурс чуть ли не 9 человек на место, ходила и
замечательная шутка: "Знаешь, почему ты плохо учишься?
Потому что в год твоего поступления был маленький
конкурс!"),
– и спрашивает:
– Как это – не ставить?
– А вот так!
– А если он ничего не знает?
– Ну, что-то ведь знает!
– Ладно,
– говорю, – что именно он должен знать, чтобы
можно было поставить тройку?
– Квадратное уравнение решает – и нормально.
Но я уж решил прояснить всё до конца:
– А какое? ax2+bx+c
?
– Да нет, с числовыми
коэффициентами (тут ей стало неловко)... Ладно,
приведённое! (т.е. при
a =1)
Ладно, инструкция получена, наутро выхожу принимать. Народу,
кстати, немало, так ведь и я не один.
Весь день принимал
– и
ничего, до квадратных уравнений так и не дошло, даже пару четверок
учинил.
И где-то уже после обеда садится сержант-дембель, форма аж
до белизны выцвела. Стал отвечать – слабовато...
Ладно, а вот квадратное уравненьице – задумался,
попросил время подумать.
Это можно, это мы понимаем.
Минут двадцать что-то писал, потом показывает!
Ого! Формулу-то он забыл, но сам ее вывел (привет Франсуа
Виету и иже с ним!), аккуратно выделил
полный квадрат, плюс-минус не забыл
– два корня
налицо. Красавец!
Что ж, кости есть, мясо нарастет, думать не разучился –
иди себе с богом.
Обрадовался я: не всё так плохо-то, но рано радовался.
Сразу вслед за сержантом садится мажорчик, морда спесивая,
модные очочки тёмные, новенький костюмчик
Wrangler
(а тогда как раз смена концепций произошла
– вместо
тертых линялых джинсов хитом стали новенькие, но где ж их
достать?).
Спрашиваю то да сё – вообще ничего не выдаёт. Пустое место,
tabula rasa.
Ладно, пощупаем его на Тартаковском
квадратном уравнении. Но устроил я ему маленький подвох:
вместо x2+px+q
поставил x2-px+q
– это тоже приведенное уравнение, ничем не хуже.
Подвоха он не заметил, пишет формулу ответа, но она для
другого уравнения, которое с +px.
– Ладно, – говорю, – подставляйте.
Подставляет – ничего не сходится.
– Что надо изменить, чтобы сошлось?
Вообще никакой реакции, невозмутимо смотрит на меня, в
глазах читаю: 1,03.
Делать нечего, иду в соседнюю аудиторию, там принимает Нина
Ивановна.
– Ахтунг! –
говорю, – не решает абитуриент квадратного!
– Что ж, – отвечает, – дайте ему линейное!
Мама дорогая! Это ж вообще программа чуть ли не пятого
класса.
Даю линейное
– решил. Но так
всё-таки нельзя, так мы не договаривались!
Даю простенькую системку из двух уравнений с двумя
неизвестными – дупель-пусто.
– А вот, – говорю, – есть такой метод Гаусса? А есть
ещё метод алгебраического сложения?
А еще можно детерминант посчитать – кстати, что это?
Молчит, как партизан.
Хорошо. Придумываю ему текстовую задачу, про паровоз, ездит
он туда-сюда.
И прямо говорю, что квадратных уравнений машинист не знал,
поэтому ездил равномерно и прямолинейно.
Пять или шесть отрезков пути то туда, то обратно. Какова его
средняя скорость?
Так этот умник посчитал скорость на каждом участке
– и усреднил.
Тут уж я не выдержал, набрал воздуху, сосредоточился:
– Я не могу поставить вам положительной оценки!
И в экзаменационный лист – "неуд"! А что написано пером...
Он даже не сразу понял, потом взвился:
– Я буду
апеллировать!
– Да, конечно. До 17 часов еще 45 минут.
Через две минуты прибегает Нина Ивановна и ещё двое членов
апелляционной комиссии.
Показываю им новый способ вычисления средней скорости (все
расчеты рукой этого умника
уже мной приготовлены для предъявления)
– ничего не
попишешь!
И пошел я домой, весь такой принципиальный и гордый своей
принципиальностью.
Утром второго дня прихожу в институт, а в вестибюле уже стоит
Нина Ивановна, подмышкой ватманский лист.
Разворачивает
– это сводная
таблица первого дня, в ней одна-две пятерки, несколько
четверок, куча троек...
Двойка – одна!
Смотрит на меня строго и говорит:
– Анатолий Рафаилович, я уважаю ваши чувства! Вы совершенно
правильно поступили!
(А мне и сказать-то нечего... Учитесь, ребята!)
– Но и вы поймите нас правильно! В сложившихся условиях мы
не может позволить СЕБЕ пользоваться вашими услугами!
(Себе они не могут позволить
– вон оно
что!)
И сразу же – знаменитая фраза из романа Золя "Дамское
счастье" (роман очень рекомендую):
– Пройдите в бухгалтерию!
В общем, дальнейшее ясно. Маленький голландский мальчик
заткнул пальцем дырку в плотине и спас страну.
Ну, и я тоже заткнул и одного мажора в студенты не пустил; а
сколько других дырок было рядом?
Прошел я в бухгалтерию
– заплатили
авансом за три дня (грубое нарушение, но чего не сделаешь,
чтобы от меня избавиться!).
Впрочем, был и эпилог.
Осенью пришел я опять на ту же кафедру
– а меня уже
из почасовиков убрали. А чтоб было культурнее,
вообще вычеркнули всех почасовиков
– так не
придерёшься.
Осталось лишь сказать, что эту жалостливую историю
рассказывал я разным людям,
в том числе и минобровским начальникам, не раз.
Ну а в других местах случалось мне предлагать и
более
интересные задачки.